ПО «ТЕЛЕТАЙПУ»
Первым шагом к обеспечению безопасности полета является заблаговременная прокладка вашего маршрута по карте в соответствии с атмосферными условиями. Вот почему приведенные в этой главе условные знаки имеют такое большое значение. Они являются азбукой карт погоды, а если вы не умеете читать и расшифровывать карты погоды, вам лучше предоставить управление самолетом кому-нибудь другому.
Рис. 63. В этой таблице приведены условные знаки, применяемые на картах погоды [6] [7]. Первая группа знаков указывает погоду на станции, производящей наблюдения. Внимательно изучите их. Бестолковый Джо никогда не поймет их как следует, но вам они понадобятся, когда вы дойдете до рисунков, иллюстрирующих главы «Атмосферные фронты» и «Практическое предсказание погоды для летчика».
Вам, вероятно, нетрудно будет запомнить условные знаки для облачности и тенденции давления; особенно наглядны последние. Кстати, предсказание тенденции давления основано на фактическом изменении давления в сотых дюйма или в пятых долях миллибара2 за последние три часа ‘перед моментом наблюдения.
Почти все метеорологи пользуются при определении силы ветра шкалой Бофорта. Как вы видите, сила (скорость) ветра обозначается прямыми черточками (перьями). Эти перья прибавляются к стрелкам, указывающим направление ветра, т. е. сторону, в которую дует ветер («стрелка летит по ветру»), сама же стрелка касается кружка, указывающего положение метеорологической станции на карте.
Условные обозначения по международному метеорологическому коду Условные знаки погоды
Сильная гроза с градом или ледяной крупой
Сильное гроза с дождем
Слабая морось непрерывная
Сильная морось с перерывами
Сильная морось непрерывная Песчаная буря Слабый поземон Сильный поземок
Слабый вавневый снев
***•<**» Франт окклюзии |
U U IL-* |
![]() |
Сильный ливневый снев
Взгляните на рис. 78, 79 и 80, на которых приведены эти условные знаки в том виде, в каком они применяются на практике. Каждая группа знаков и цифр относится к определенной метеорологической станции [8].
Рис.. 64. Департамент торговли Соединенных Штатов передает бюллетени погоды по буквопечатающему телеграфному аппарату «телетайп» с обширной сети станций, охватывающей всю страну. Эти бюллетени составляются в следующем стандартизованном порядке: потолок, состояние неба, видимость, погода, степень помутнения атмосферы, температура, точка росы, направление ветра, скорость ветра, характер порывов ветра, барометрическое давление, состояние барического поля и примечания.
Первым фактором, подлежащим рассмотрению по этим бюллетеням, является потолок. Потолок считается неограниченным, когда облака высоки (выше 2 900 м) или когда на меньшей высоте имеются разбросанные облака (покрывающие менее 0,5 неба). О неограниченном потолке не сообщают, но ограниченный потолок всегда указывается, и его высота, измеренная или приближенно оцененная, дается в сотнях футов. Если высота потолка оценена приближенно, то ей предшествует буква Е (estimated— оценено).
Нетрудно понять, как легко сочетать эти различные условные знаки при составлении бюллетеня. Так, например, знак, помещенный перед наклонной чертой, относится к высоким облакам; после наклонной черты он относится к низким облакам. Знаки «плюс» и «минус» при условных знаках состояния неба означают соответственно темные и тонкие облака. При знаках погоды и степени помутнения атмосферы «плюс» и «минус» означают интенсивность. Стрелки, указывающие направление ветра, направлены в ту сторону, в которую дует ветер. Температура и точка росы указываются в градусах Фаренгейта, а скорость ветра в милях в час.
На рис. 67 показано, какой вид имеют эти знаки в бюллетене, передаваемом по аппарату «телетайп».
* *
*
Одним из важнейших сведений, которые может дать вам метеоролог, является потолок (высота облаков).
О Ясно (покрыто меньше 1/Ю неба) ф Незначительная облачность (покрыто от Ую до 5/ю неба) ф Значительная облачность (покрыто от н/юдо 3/ю неба) ф Сплошная облачность (покрыто 9/Юнеба) Ф/ Незначительная облачность среднего или еерхнего яруса ф/ Значительная облачность среднего или еерхнего яруса ©/ Высокая сплошная облачность ф/ф Высоко—сплошная облачность, ниже—значительная облачность |
і Северный і/ Севера-северо-восточный / Северо-восточный -/ Восточно-северо-восточный ■*- Восточный |
Направление ветра "*■4 Восточно-юго-восточный Юго-восточный Юго-юго-восточный f Южный t/ Юго-юго-западный |
t Юго-западный -*■/ Западно-юго-зопадный -*■ Западный Западно-северо-западный Северо-западный J4 Сегеро-северо-западный |
|
|
|
|
![]() |
|
|
"ТТ’ТП ‘■*’?* |
і* ; 2 ^ |
|
|
|
|
![]() |
|
|
|
Рис. 65.
прошедших от момента выпуска шара до его входа в нижний слой облаков, и умножая это число на скорость подъема шара в метрах в минуту.
Высокие потолки измеряются более крупными шарами-пилотами, одновременно с наблюдениями за верхними слоями атмосферы. Эти шары наполняются водородом так, чтобы они имели определенную скорость подъема, и за их подъемом тщательно наблюдают в теодолит (специальный угломерный прибор). Теодолит дает отсчет как вертикального угла подъема шара-пилота, так и его азимута (числа градусов от истинного севера по горизонтальной шкале). По этим величинам высчитывают расстояние до шара- пилота на различных высотах. Когда шар-пилот, выпущенный для исследования верхних слоев атмосферы, входит в нижний слой облаков, высота его в этот момент и принимается за высоту потолка. Обрабатывая данные шаро-пилотных наблюдений, получают направление и скорость ветра на различных высотах.
Рис. 65. Здесь показан способ измерения потолка ночью. Прожектор с вертикальным лучом бросает свой луч прямо над собой на нижнюю поверхность облачного слоя. Наблюдатель, находящийся в 150 м или больше от прожектора, измеряет вертикальный угол светлого пятна на облаке посредством квадранта — прибора для определения вертикальных угловых расстояний. Затем при помощи тригонометрических таблиц наблюдатель вычисляет высоту потолка по формуле:
^(потолок)=длине базы X tge,
В которой в —угол, отсчитанный по квадранту.
На нашем рисунке наблюдатель получит высоту h=450 • tg в, так как он находится в 450 м от прожектора.. На метеорологических станциях
![]() |
Рис. 66.
прожектор и обычно квадрант располагаются в определенных раз навсегда точках. При такой постоянной установке высота основания облака может получаться непосредственным отсчетом по прибору.
Рис. 66. Этот рисунок дает вам представление о количестве аэрологических станций, регулярно сообщающих сведения о состоянии верхних слоев атмосферы в США. Шаро-пилотные станции добывают сведения о направлении и скорости ветра, тогда как самолетные станции ведут в верхних слоях воздуха наблюдения несколько иного рода, о которых будет подробно сказано ниже.
Результаты шаро-пилотных наблюдений над ветром в верхних слоях атмосферы регулярно передаются по аппарату «телетайп», причем направление ветра указывается в десятках градусов от истинного севера, а скорость ветра — в милях в час. Такое телеграфное сообщение выглядит следующим образом:
«WA 17 01818 2033 22138 2240 42343 2444 62446 2350 82354»,
причем каждая из четырех — и пятизначных групп цифр относится к наблюдениям на определенной высоте, выраженной в тысячах футов от поверхности земли. Расшифровывается сообщение следующим образом:
WA Вашингтон, округ Колумбия;
17 17 00 (по 24-часовому исчислению) или 5 00 час. пополудни
01818 На уровне земли (высота «0»); ветер 180° (от севера), скорость 18 миль в час;
2033 Ветер на высоте 1 000 футов, 200°, скорость 33 мили в час;
22138 Ветер на высоте 2 000 футов (первая цифра «2»), 210°, скорость 38 миль в час;
2240 Ветер на высоте 3 000 футов, 220°, скорость 40 миль в час и т. д.
Сведениям, относящимся к уровню земли и к четному числу тысяч футов, предшествует цифра («0» для уровня земли, «2» для 2 000 футов, «4» для 4 000 ит. д.), а для нечетных чисел тысяч футов сведения даются без предшествующей цифры.
Рис. 67. Здесь даны образцы метеорологических бюллетеней, получаемых по аппарату «телетайп» Департаментом торговли. Эти бюллетени посылаются каждый час всеми станциями и, взятые последовательными сериями, представляют полный отчет о погоде на различных воздушных трассах. Приведенные здесь бюллетени, как вы видите, не образуют последовательной серии; я брал их наугад, чтобы иллюстрировать раличные типы погоды. ^
СТЮ1У4К 25/23 ПО 991 53 ‘ * ‘ ‘ ’ ш объяснение: cv-Кливленд, „класс I"; погода ясная, видимость IЩ мили, “ вымни; темп 25° Ф. тонка росы 23°Ф, ветер-южный, Юмиль е нас; барометр 29,91°, барометрическая тенденция-равномерное падение (за последние 3 часа) па 0,оз" &I С 06К 17/12/ 5 003 1R _ Объяснение: BJ — Буффало, штат Нью-Йорк, „класс С"; погода ясная, видимость В 6 миль, дымка, темп. 17°Ф, точка росы 12°Ф; ветер-северо-восточный 5 миль в час. барометр 30,03°, барометрическая аенденция-иераеномерпое падения (за послсд — ■ кие 3 часа) на Ojm’ HQ — Ф5/5Н 23/20/17 Q Объяснение: Щ-Морз в штате Яплинбйс; потолок неограниченный, тонкие разбросанные облака на высоте 500футов; видимость 5миль, дымка, темп.23°<Р, , точка росы 20°Ф; ветер — северо-восточный, П миль в чае А2 С 4298 19/16*3 010 I 10STCU/0 Объяснение: kZ-Анбани в штате Нью-Норн, „класс С"; умеренный потолок 1200фу — U тов; пасмурно, видимость в миль. темп. 19° Ф, точка росы 16°Ф; ветер-северный, Змили в час, барометр 30,10°; барометрическая тенденция — равномерное повышение — менее 0,01" (не передано) ; Ю/ю неба поярытомюисто-кучевыми облаками, направление их движения неизвестно (Іі-ипктпип) CG I 129 7 27/23 —15 984 2S 10ST-/ CIDNS VBBL Объяснение: СО-Чикаго в штате Илланойс, „класс 1°; измеренный потолок 1200 £ футов. сплошная облачность, видимость 7 миль; темп. 27‘ф, точка росы 23’Ф; ветср — еосточный, із миль в час; барометр 29,94”, барометрическая тенденция-равномерное падение (за последние 3 часа) на 0,02"; 10/ющеба покрыто ел „-облаками, идущими с ENE; облачность переменная |
Заметьте, что некоторые из этих бюллетеней содержат указание класса погоды «С» и «Ь>.
Иногда применяется и обозначение «X»,. хотя здесь оно не приведено. Эти обозначения класса погоды применяются станциями, расположенными при аэропортах, и относятся к условиям посадки. При потолке от нуля до 150 м и видимости до 1,5 км станция указывает «класс X». Условия «класса X» считаются ниже минимальных, допускающих посадку, за исключением некоторых аэропортов на воздушных ли-
ниях, где условия для подхода лучше и где установлены другие минимумы. При потолке от 150 м до 500 м и видимости от 1,5 до 5 км станция указывает «класс I», и это означает, что приближаться к ней надо по приборам, пока условия не изменятся. Аэропорт «класса С» должен иметь потолок выше 500 м и видимость больше Ь км1. Станции, наблюдающие за облаками, сообщают в конце своих бюллетеней сведения о количестве, типе и направлении движения облаков. Рис. 68. Самолетные аэрологические наблюдения передаются ежедневно с различных станций по аппарату «телетайп» Департаменту торговли и содержат сведения о высоте, давлении, температуре, относительной влажности, эквивалентно-потенциальной температуре и удельной влажности последовательно для каждой высоты полета, состоянии облачности, высоты турбулентности и обледенения. Все эти сведения получаются в результате специальных полетов на самолете в верхние слои атмосферы, совершаемых обычно по утрам, если позволяет погода. Самолет, с установленным на нем метеорографом (см. рис. 115 б), поднимается на высоту до 5 000 м. Во время полета метеорограф записывает температуру, относительную влажность и давление воздуха. Из этих величин вычисляются другие элементы и определяются тип и структура воздушной массы или воздушных масс, через которые совершался полет. Посмотрите на сведения, получаемые при подъемах на самолетах, и объяснения их на рисунке. Для уровня земли высота не указывается, хотя бестолковый Джо никак не может понять, почему. Высота указывается для первого уровня над землей ( и для последующих уровней) и дается в десятках метров над уровнем моря, причем последний нуль опускается; например, «68» значит «680 м над уровнем моря». Следующая группа цифр для первой и дальнейших высот указывает давление в миллибарах и температуру в градусах Цельсия — величины, которые получаются во время |
Эквивалентная вотснииальная темп.262*А |
і Недавно эти обозначения были изменены: класс «С»—потолок 250 л* или больше — днем, 300 м или больше — ночью, видимость 5 км или больше; класс <<N>> (вместо «I»)—потолок 150—250 л», видимость 1,5—5 км. |
![]() |
|
![]() |
|
|
полета с метеорографом. Последняя группа для каждой высоты указывает относительную влажность, записанную во время полета, и эквивалентно-потенциальную температуру, вычисляемую после полета. Последняя указывается в градусах абсолютной шкалы (0°С = 273° абс.). Заметьте, что даются только последние две цифры эквивалентно-потенциальной температуры, первая же опускается. Для холодного воздуха эта опущенная цифра обычно будет «2», для теплого воздуха — «3». Величина удельной влажности указывается полностью и дается в граммах и десятых долях грамма влаги на 1 кг воздуха.
Далее, сведения о самолетных аэрологических наблюдениях содержат указания относительно облаков, если таковые имеются, их типа, высоты оснований и вершин для каждого уровня. Высоты слоев турбулентности («болтанки»), обледенения и приподнятых туманов указываются в десятках метров. Например, «ТЬс. 24-150» расшифровывается так: «Турбулентность (turbulence) на высоте от 240 до 1 500 м», а «10 St. Cu/U 89-200» означает облачный слой, закрывающий 10/10 неба на высоте от 890 до 2 000 м при неустановленном (U—unknown — неизвестно) направлении движения облаков’.
|
Знания можно только передавать, а не накачивать.
6 Полеты в облаках
Глава VI
АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ И ЦИКЛОНЫ